Конкурс 2014КинопремияКиноклубАкции

Новости

Алексей Огурцов: «Кто, если не мы, расскажет нашим детям о защитниках родины?»

22 августа 2014

В середине августа в Крыму прошел фестиваль военно-патриотического кино «Родина». В проекте приняли участие несколько картин «Кинопризыва». Директор фестиваля, актер и кинопродюсер Алексей Огурцов рассказал нам о своем отношении к военному кино, любимых и нелюбимых им фильмах, а также о том, почему хорошие картины не доходят до зрителя.

Алексей Огурцов на фестивале РОДИНА

- Алексей, расскажите, как возникла идея создания вашего фестиваля военно-патриотического кино?

- Дело в том, что я в этой теме, в теме патриотизма, уже на протяжении, наверное, лет пятнадцати. И когда ко мне обратился мой давний приятель Женя Бондаренко с предложением создать такой фестиваль, я отнесся к этой идее с большим интересом. О том, что такое патриотическое воспитание, мы много говорить не будем, это и так понятно. Но вот скажите мне, кто, если не мы, будем рассказывать нашим детям о том, что есть военачальники, что есть защитники родины, отечества и прочее?

Для меня и моих коллег по этому проекту самым важным и самым святым являются дети. Взрослые хоть и понимают важность темы патриотизма, но зачастую просто не находят времени поговорить со своими детьми.  Мы собрались и начали обсуждать, что этот проект должен нести, и где он будет проходить. Было решено отдать предпочтение  небольшим городам, потому что столичная публика очень избалована.

У меня уже был опыт и по спорту, и по культуре, который показал - чем дальше мы отходим от избалованных городов, тем больше мы несем позитива. В регионах любая бабушка или дедушка, которые видят актера какого-то, режиссера, они чуть ли не в обморок падают от счастья, и фильмы, которые мы им привозим, воспринимают с большой благодарностью. То же самое касается молодежи.

Фото из Facebook Алексея Огурцова

Я состою в комитете памяти маршала Жукова, и я предложил провести первое мероприятие в его родном городе Жукове.  Когда мы приехали, весь город собрался. Мы привезли артистов туда, актеров, сделали пробег ретро-автомобилей, показали людям хорошие фильмы, и получили резонанс, который никогда не произошел бы в столице.

- Какие фильмы представлены на вашем фестивале и на какую аудиторию они рассчитаны?

- Все, что касается патриотического воспитания – это история. В рамках фестиваля «Родина» мы собираем документальное и художественное кино по этой тематике, полный и короткий метр. У нас в стране, к сожалению, не все кино доходит до зрителя. На большом экране часто показывают некачественные, непрофессиональные картины. В то же время существуют гениальные, талантливые фильмы, которые широкий зритель по тем или иным причинам никогда не увидит. Такие фильмы мы показываем на фестивале, делаем нарезки, дарим диски.

Люди должны знать свою историю. Рожденный мальчик – это, прежде всего, защитник своего отечества, защитник своей семьи. Я часто езжу в командировки, и однажды, оказавшись в школе города Грозный, где меня попросили провести встречу с пятиклассниками, я был очень удивлен, увидев в классном кабинете портреты Жукова, Рокоссовского, Ермолова, Буденного. А учительница мне и говорит: «А что тут удивительного? У нас дети в этом возрасте в обязательном порядке историю изучают. И каждый из ребят знает историю своей семьи, как минимум, в пяти поколениях». 

Я был в шоке. Стыдно признаться, но я не знаю полностью даже трех поколений своей семьи. И если вас спросить, то и вы, скорее всего, тоже не знаете, кем были ваши прабабушка и прадедушка по маминой или папиной линии. Это вроде бы и не стыдно, но суть в чем: для того чтобы знать историю, надо знать историю хотя бы своей семьи.

Приехав в Москву, я спросил одного десятиклассника, кого из полководцев он знает. Полная тишина в ответ. Потом  он мне ляпнул - Брежнев. Я говорю: «А Жуков?» – «Жуков? Так это же певец такой, Рома Жуков».  Тогда я спросил: «А кем был твой дедушка?» - «Федор Петрович», - говорит.  – «А кем он был, кем работал?»  - «Не знаю». Про прадеда я уже и спрашивать не стал. И это нормальный, обычный парень, не какой-нибудь там двоечник отсталый. Конечно, в этом отношении мне стыдно за нас, славян.

Поэтому, чем больше у нас будет фестивалей с военно-патриотическим кино, тем лучше. Они, конечно, не собирают огромного количества людей, в отличие от модных, раскрученных фестивалей, типа Каннского, у них суть совсем иная. Они некоммерческие, денег тут не заработаешь в отличие от Канн.  Я вообще не понимаю этого пустого пафоса: красные дорожки, силиконовые актрисы, дорогущие платья, бриллианты напоказ…  Нужно не это показывать, а то, что ты сделал. Вот вчера у нас показ был, с концертом, так после него бабушки плакали, говорили спасибо. Меня это тронуло до дрожи. Для меня это самая лучшая награда.

- На сайте «Кинопризыва» есть раздел, в котором люди выбирают лучший военный фильм столетия. А какие фильмы вы могли бы назвать лучшими?

Алексей Огурцов на съемках картины про маршала Жукова- Если брать современные фильмы, мой боевой товарищ Федя Бондарчук - мы с ним служили вместе - снял две прекрасные военные картины: «9 Рота» и «Сталинград». И я тут мыслю не как зритель, а как продюсер: как это сделано, как картинка сделана.  Для меня фильм «9 Рота» - это плач. Все-таки, первая моя профессия – офицер. Я прошел две войны, имею ордена и награды, повидал, что такое кровь, на моих руках умирали люди. Этот фильм мне очень близок.

А если в целом брать советское кино, фильм «Офицеры» - это тот фильм, который всегда будет вызывать слезы, это фильм-история. «В бой идут одни старики» - просто шедевр, золотой запас российского кино. Недавно я снимался на канале Россия, мы сделали сериал «Истребители», в основу которого легли те же события, что и в картине «В бой идут одни старики». Я играл там того техника, который кормил сеном, причем мы более достоверно в этой картине передали исторические факты. Например, в картине «В бой идут одни старики» практически никто не гибнет, а на самом деле практически вся эскадрилья погибла. И вот мы это показали.

Кстати, за роль в этой картине, за достоверность образа, я был удостоен очередной награды. Также я снимался в 30-ти серийном фильме про Жукова, в Белоруссии его снимали. Историческая реконструкция такая была.

- Стоит отметить, что у вас было немало ролей, связанных с военной тематикой. Какая из них запомнилась больше всего?

- Да, очень  много ролей, связанных с Великой Отечественной войной и вообще военных, я этим очень горжусь. Это мой хлеб, и мой крест, который я несу с огромной радостью. Запомнилась, наверное, как раз роль старшины-техника в фильме «Истребители» Алексея Мурадова.  Меня часто журналисты спрашивают – а какая у вас любимая роль? Так вот, знаете, у меня нет такой. Есть одна нелюбимая роль, которая для меня просто стыд и позор. Это роль в «Самом лучшем фильме».

Технология этого фильма была такая - приглашали медийных актеров и давали каждому свои сценки. О чем в целом фильм, никто не знал. И вот, в день премьеры в зале сидят дети, внуки, правнуки, и тут по экрану начинают эти фаллоимитаторы летать…Мне было очень стыдно. Причем, я на следующий день выступал в прямом эфире на радио «Маяк», где задал вопрос Мартиросяну: «Гарик, а ты своих сестер привел на этот фильм?».  И через два дня после моего выступления на всех афишах появился кружок со знаком «16+». Вот этот фильм для меня самый позорный, я считаю.

Все остальные фильмы – родные. Потому что в моей фильмографии насчитывается огромное количество ролей: и боевиков, и ментов, и депутатов... Маньяка недавно даже сыграл контуженного – на НТВ был фильм «Легавый».  Кстати, действие там происходит во время Великой Отечественной. Есть ведь актеры одноплановые: если он герой-любовник, то он любовника всю жизнь и играет или, например, негодяя. У меня такого нет, я играю разношерстное все.  

- Ваш сын Игорь также пошел по стопам отца, он снимается в сериалах и кино. Как вы оцениваете его творчество?

- Ему сейчас 21 год, у него более шестидесяти работ, порядка семнадцати главных ролей. Крайняя роль у него в фильме про молодежь, про хоккей, играет он там Сеню Бакенова. Но у него образ немой, спокойный такой, рассудительный, это типаж Серебрякова, Леши Кравченко. Правильный человек. Хотя, в сериале Гай-Германики «Школа» он сыграл отморозка полного. Сейчас выйдет фильм на ТНТ «Закон каменных джунглей», он тоже там главную роль сыграл, тоже негодяя отъявленного.

В этом году мы планировали поступать в академию космоса можайскую, но получилось так, что в этом году там набор отменили, и он поступил к Ясуловичу во ВГИК, чему он очень рад. И я тоже за него очень рад и горд. Еще бы, парень в двадцать один год имеет уже свою квартиру и дом построил. У меня дочка когда родилась – он первым делом купил коляску. Я хотел купить, но он меня опередил. То есть он правильно воспитан, безумно любит сестру свою, мы его тоже безумно любим. Могу с гордостью сказать, что это человек состоявшийся, неизбалованный, на которого я могу во всем положиться.

- То есть изначально вы хотели дать ему военное образование?

Алексей Огурцов с сыном Игорем- Да, но я скажу так – я знаю огромное количество разведчиков, которые заканчивали ВУЗы театральные, МХАТ, ВГИК. Это профессиональные разведчики. И даже больше скажу - я заканчивал высшую школу комитета, курсы проходил, так вот там преподают театральное мастерство. Потому что разведчик – это тот же актер, который должен сыграть роль и не проколоться.

Но в армию он обязательно пойдет. Можно сказать, что он уже там побывал – мы полжизни прожили в Таманской дивизии, да и родился он практически в воинской части. Игорь постоянно участвует в мероприятиях федеральных каналов, связанных с патриотизмом и спортом, и, я думаю, если посчитать все это, он уже отслужил в армии, наверное, лет семь. Еще с детства он ездил в воинские части, в госпитали к солдатам. В сентябре мы планируем поездку на Кавказ. Так что ему не стыдно взять в руки автомат в картине какой-то, в отличие от тех, кто лишь на экране может изображать Рембо.

- Вы также выступаете в качестве продюсера кинопроектов, расскажите о них немного?

- У меня за плечами уже шесть полнометражных картин: «Мужской сезон», «Сматывай удочки», «Поцелуй падших ангелов», «Сдвиг», «Кромов», и вот крайний сейчас «Вий». В декабре мы его запускаем в Китае. Мы можем снимать! Мы с «Вием» собрали почти два миллиарда в прокате, обойдя фильмы «Аватар», «Сталинград» и многие другие, показав в очередной раз, что в России мы можем снимать кино не хуже голливудского.

Если кино не прокатное, если ты пролетел, то там за кордоном дают страховку, а у нас, если ты снимаешь фильм такой, ты пятьдесят процентов должен «отстегнуть» прокатной компании. То есть у нас политика совершенно другая.  Никита Сергеевич, конечно, с этим борется, сейчас профсоюзы очень плодотворно работают. Работа идет.

 - А как в целом вы охарактеризовали бы состояние российского кинематографа  в наши дни? Что, на ваш взгляд, следовало бы изменить?

- Сегодня судьба любого фильма – это история продюсера. Продюсер или канал диктуют режиссеру свои условия - ты должен снимать вот так-то или ты должен снимать моих актеров. Это связывает по рукам и ногам. Я не могу просто так снять кино и его показать на нормальном канале - кругом мафия, ты не в теме. Если пробьешься, это большая удача. Поставить в прокат в десять утра тоже не получится, там все свои уже, в лучшем случае, тебя поставят в два часа ночи. Поддержки как таковой нигде нет, это печально.

Хотя сейчас очень много картин, которые приятно смотреть, у нас есть что показывать. Взять, например, картину Андрея Звягинцева «Елена» - прекрасный фильм! Мы снимаем замечательные мультфильмы, не хуже чем Дисней. Все у нас есть, просто коррупционная составляющая очень велика, в том числе и в кино. А пока есть коррупция, будет вот такое раскачивание – шаг вперед, два шага назад, два вперед, один назад.

- Какие у вас планы на будущее?

- Как всегда - съемки, разъезды. Все в привычном режиме. Сегодня я из Севастополя в Москву лечу, послезавтра - обратно в Севастополь на три дня, уже по другому проекту. Что касается фестиваля «Родина», то тут  у нас  перспективы огромные. Сегодня как раз обсуждали коллегиально. Есть планы создать в рамках этого проекта кинокомпанию, чтобы была возможность самим снимать фильмы, как документальные, так и художественные. Творческий потенциал у нас огромный. Так что будем к этому стремиться.

Алексей Огурцов на съемках картины ИСТРЕБИТЕЛИ

- В конкурсе «Кинопризыв» принимает участие множество дебютантов. Что бы вы посоветовали  начинающим кинематографистам?

- Молодежи хочется посоветовать следующее – общайтесь со старшими, с опытным уже поколением. Ни один творческий человек здравомыслящий, никогда не оттолкнет молодого человека или девчонку, которые пришли получить совет. Просто молодежь часто боится подходить и спрашивать. Я, например, читаю лекции, даю мастер-классы во ВГИКе и в МХАТе.  У меня в социальных сетях более двух тысяч человек, и я стараюсь со всеми общаться, отвечать, хотя бы лайк поставить, чтобы пацан какой-нибудь видел, что я обратил на него внимание, что он интересен. Для молодежи это прекрасная моральная поддержка.

Я всегда всем говорю – в любом случае, счастье когда-то к тебе придет. Берешь лопату, начинаешь копать. Раз – пошла вода. Кто-то копает неделю, чтобы вода появилась, кто-то копает год. Но она там всегда есть и будет, в недрах. А вот почему кому-то раньше идет, а кому-то позже – это уже вопрос везения. Самое главное – нужно верить. Верить, верить и верить.

 

Комментарии

25 августа, 2014 в 21:22

Абашев олег львович

Это очень необходимые и важные вещи которые в мое время мне доносили в школе но и тогда я не смог выяснить историю более трех поколений но и на этом спасибо тем кто во время обратил мое внимание на семейное древо ! Я считаю что это неотъемлемая часть истории каждого человека особенно мужчины!

Написать комментарий

Лермонтов Михаил Юрьевич
info@kinopriziv.ru

Спасибо, комментарий отправлен и будет добавлен после модерации